Планы по созданию в России низкобюджетных авиаперевозчиков, громко обсуждавшиеся осенью прошлого года, начали обретать реальные очертания. “ЮТэйр“, третья авиакомпания страны, рассматривает возможность создания лоукост-перевозчика, который будет базироваться в аэропорту Ермолино Калужской области, в 80 км от МКАД. Полеты могут начаться уже в конце 2014 года, но аэропорту необходимо решить вопрос транспортного сообщения с Москвой.

Вчера стало известно, что правительство разрешило авиакомпании “ЮТэйр” базироваться в аэропорту Ермолино Калужской области. Об этом говорится в распоряжении правительства от 28 декабря 2012 года, подписанном премьером Дмитрием Медведевым. Таким образом, аэродром, ранее обслуживавший исключительно авиацию МВД и Минобороны, получит статус двойного назначения. Представитель “ЮТэйра” со ссылкой на генерального директора Андрея Мартиросова сообщил, что решение о начале полетов из Ермолино может быть принято через какое-то время, учитывая, что “нагрузка на аэропорты московского авиационного узла сильно возросла”. От дальнейших комментариев в авиакомпании отказались.

В Министерстве экономического развития Калужской области “Ъ” сообщили, что “ЮТэйр” планирует разместить на территории аэродрома свое лоукост-подразделение. Глава министерства Владимир Попов, в частности, отметил, что сейчас разрабатывается проектная документация. Планируется, что в апреле 2013 года начнутся работы по строительству терминала и реконструкции взлетно-посадочной полосы. Главным инвестором реконструкции готова выступить “ЮТэйр”, о чем в сентябре прошлого года сообщал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов (размер инвестиций не раскрывается). Параллельно будут проводиться обучение персонала и необходимая сертификация, сообщил господин Попов.

Аэропортовый комплекс будет рассчитан на прием и выпуск всех типов воздушных судов. Открытие комплекса и начало полетов намечено на конец 2014 года. По мнению Владимира Попова, наличие такого аэропорта позволит развивать сегмент низкобюджетных авиаперевозок, а также расширить туристическую маршрутную сеть как внутри страны, так и на международных направлениях.

Аэропорт Ермолино расположен в 80 км от МКАД по Киевскому шоссе. Эксплуатант аэродрома — ОАО “Ермолинское летно-испытательное исследовательское предприятие”. На аэродроме базируется полк особого назначения внутренних войск МВД (самолеты Ил-76, Ан-26, Ан-30, Ан-12) и авиационная эскадрилья авиации ВВС (самолеты Ан-72). По состоянию на 2012 год аэродром способен принимать самолеты Ил-76, Ту-154, Ан-12, Ан-72 и все более легкие, а также вертолеты всех типов.

В Росавиации “Ъ” сообщили, что Ермолино пока не включено в реестр гражданских аэродромов. Для выполнения полетов гражданской авиации аэропорт должен быть “доведен до уровня требований, предъявляемых к гражданским аэродромам по светосигнальному, радиотехническому, аэронавигационному оборудованию”. Кроме того, должны быть сертифицированы аэровокзальный комплекс и служба авиационной безопасности.

И пока остается открытым вопрос организации транспортного сообщения. В случае включения Ермолино в число аэропортов МАУ, о чем Анатолий Артамонов просил минувшей осенью премьера Дмитрия Медведева, аэропорт мог бы получить бюджетное финансирование. В результате не исключался вариант продления железнодорожной ветки “Аэроэкспресса” от Внуково до Ермолино. Но в “Аэроэкспрессе” сообщили, что пока “не рассматривали подобную возможность”.

Главный редактор журнала “Авиатранспортное обозрение” Алексей Синицкий полагает, что при создании лоукост-перевозчика “ЮТэйр” следует в первую очередь учитывать местоположение аэропорта. “Создание нормальных пассажиропотоков возможно при условии удобного транспортного сообщения, доступного по цене”,— отмечает господин Синицкий. Мировой опыт создания низкобюджетных перевозчиков, замечает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, говорит о том, что даже на большом расстоянии от центров, можно организовать успешный низкобюджетный аэропорт. Яркий пример этого — аэропорт Франкфурт-Хан, расположенный в 120 км от Франкфурта. Однако для уверенной работы в этом сегменте нужно прежде всего исследовать все возможности полетов не из столичных аэропортов, отличающихся высокой стоимостью услуг, и выбрать наиболее приемлемый вариант.

Источник: Коммерсантъ, Елизавета Кузнецова