Правительство прорабатывает вопрос об открытии внутреннего рынка для иностранцев. Зарубежные пеервозчики пока в Россию не спешат, да и вряд ли тут выживут, считают их российские коллеги.
Авиация — стратегическая отрасль, допуск иностранцев к каботажу (перевозкам внутри страны) запрещен, объясняют собеседники. Представитель секретариата Шувалова подтвердил поручение изучить вопрос и в течение месяца представить конкретные предложения: «Речь идет о допуске дискаунтеров на некоторые направления, где их технологии, инвестиции и опыт управления этим бизнесом могли бы усилить конкуренцию и, конечно, снизить стоимость услуг для российского потребителя».
Приход иностранцев подхлестнет конкуренцию и, возможно, снизит тарифы российских компаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Ютэйр»), которые своих лоукостерских проектов так и не запустили, хотя и обещали, надеется федеральный чиновник. Идею допустить иностранцев на внутренний рынок поддержал и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.
Российские авиакомпании восприняли идею без энтузиазма. «Мы не против конкуренции, — говорит представитель “Ютэйр”, — но при условии равноправия: если иностранных перевозчиков пустят на внутренний рынок, таких же преференций стоит требовать и от европейских и американских авиавластей. И иностранные авиакомпании также должны платить налоги, и особенно НДС, который составляет 18% от стоимости авиабилета».
Сотрудник другой российской авиакомпании полагает, что развивать перевозки из регионов иностранцам будет непросто: более чем из 200 региональных аэропортов лишь 36 способны принимать Boeing-737 и Airbus A320, основные в парках лоукостеров.
Представитель «Трансаэро» на запрос не ответил. Представитель «Сибири» был недоступен для журналистов. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.
Иностранные лоукостеры идею Шувалова комментируют неохотно. Air Berlin и Ryanair на запрос не ответили. GermanWings («дочка» Lufthansa) не заинтересована в том, чтобы предлагать полеты внутри России. «Наша задача — развивать авиаперевозки между Россией и Германией и другими странами Европы», — сообщил представитель авиакомпании.
Интерес есть у WizzAir. Она уже провела переговоры с авиачиновниками и сообщила, что рынок ей интересен. Но из-за пошлин на иностранные самолеты, оптимальные для таких перевозок, а также дефицита летного персонала в России компания сомневается в работоспособности такого проекта, знает участник переговоров. Пресс-служба WizzAir на запрос не ответила.
В России до сих пор не приняты поправки в Воздушный кодекс о невозвратных тарифах — а это основа бизнеса лоукостеров, говорит сотрудник ФАС: противодействие закону, хотя он уже и готов, оказывает Роспотребнадзор.
Предложение Шувалова — хороший знак, рассуждает топ-менеджер крупного регионального аэропортового холдинга, но оно вряд ли исполнимо: в России пока нет небольших второстепенных аэропортов с привлекательными тарифами и достаточной инфраструктурой, чтобы туда можно было быстро добраться — попробуйте, например, доехать до «Быково». Тарифы же в крупных аэропортах — регулируемые. Кроме того, лоукостеры приходят на популярные маршруты, живут за счет демпинга и роста, опережающего рынок, — это своеобразная авиационная пирамида, продолжает топ-менеджер: вряд ли российские компании с традиционной моделью допустят их в этот сегмент рынка, а на невыгодные маршруты иностранцы сами не согласятся. Он напоминает про «Авианову», которая хорошо продавала билеты, была наполовину иностранной, но приносила большие убытки.
Источник: Екатерина Соболь, Vedomosti.ru